На последующий день – Севан. Дорога идет чрез молоканские села Фиолетово и Лермонтово, какие, как произнес Артак, живут чрезвычайно пышно. Читала про них, что молокане вообщем не пьют. Мой муж и Артак убеждены в обратном: " так пьют, что падают на дороге и не имеют все шансы стать, когда машинка вблизи катит, остаются возлежать под машинкой ". Кто прав – я не знаю. Поразили перевалы – ясно сейчас, отчего армяне лучше всех водят машинку, и мой муж вообщем за рулем себя ощущает лучше, чем без машинки: " люди в 7опе собственной так не убеждены, как я убежден в машине ". 24 поворота на 180 градусов с неизменным взлетом от 0 до 2000 км мы проехали и очутились на Севане.
Это аналогично на словечко голубий – он вправду глубочайшего голубого цвета в обрамлении гор. Красота неописуемая и захватывает восхищением. Зашли в воду – ничто прозрачнее я не лицезрела, даже в Средиземном море. Видно все камни на дне даже углубленно от берега. Прокатились на катамаране, Алик с Артаком искупались – для меня влага прохладная, удивило то, что не достаточно дам купается, а те, кто купается, лежат на сберегаю под чистыми полотенцами, желая могли бы и позагорать. Ну да я со собственным складом ума не набиваюсь – я хозяйка всюду прогуливалась максимально заперто, в джинсах. Поднялись на Севанаванк – снова меня завладело чувство причастности к вечности и незыблемости, что подтверждается грозной и аскетичной кладкой базальтовых церквей, коллекцией хачкаров перед входом. Вспоминаю, что это все-же 8ой век, что позже тут был Тимур Ленг( он же - Тамерлан), с ним связан следующий араспел о превращении людей в голубей, но разве стоит об этом – все это преходяще, а Севан – постоянен( охото веровать, что его не поймет судьбина ишхана и сига).
Печет полезно, Алвард обгорела. Вообще, они живут на юге и не могут загорать – а я непревзойденно загораю, так как без загара испытываю себя раздетой. Купили севанских раков- панцири у них чрезвычайно твердые и красноватые, верность разъясняется обитанием в прохладной воде. Попили кизиловый компот, воду Джермук. Разговоры о жизни: все одинаково выходим на скудость нынешней Армении, это грустно. Вечером двинули назад.
Следующий день предназначили дому Алвард – они приобрели мясцо, баклажаны-перец-помидоры для моего любимого шашлыка. До этого нас уже накормили мацуном от собственной скотины, яичницей от собственных кур с помидорами, я попыталась бамию и маринованный кизил. Опять застолье, поглядели запись женитьбы Сергея и Алвард. Я подарила им духи – " Тет-а –тет " и " Злато скифов "( некто снобистски вскинет брови и поморщит нос – ну, tastesdifferandsapientisat, а лучше сузамбара ничто нет), обе Алвард были искренне рады, а так же постельные комплекты. На иной день побывали Пушкинский перевал – эта единица сильнее севанской пути, я непрерывно дивилась, как разрешено колесить с таковыми поворотами на неизменный взлет и без огражнения. Оказалось к удивлению мамы моего супруга, что ни монумента, ни фонтана с водой, ни кафе вверху уже нет – они этому чрезвычайно расстроились и огорчились. Не хочу затрагивать об летописи наименования – нужно декламировать " Путешествие в Арзрум ", но вот ребус для меня: кукушкин упоминает грузинских фермеров, а армяне убеждены, что гроб с телом Грибоедова везли армянские фермеры. Пособирали горные травки – произнесли, что для мяса, сезон сибеха и шушана прошел, какие-то голубые цветы, я вволю пофотографировала виды сверху.
Дальше узрели Памбак и что-то особое по природе – Дебед. Скалы там обрывистые и каменистые, без травки и деревьев, внизу течет реченька Дебед, влага в ней градусов 10. Река неглубокая, но далее от берега – движение срубит с ног. Сказали, что тут имеется и змеи. Даже тут оказалось, что знают чебоксарских гаишников, и армяне на сберегаю нелестно о них отозвались – что истина, то истина. Попробовали воду из краника – совершенно иная влага, но тяжело заявить, где аппетитнее. В Ванадзоре минеральная влага колотит напрямик из горы, таковой воды я вообщем нигде не ножовка – она естественно-газированная и натурально-минеральная, разрешено сопоставить ее с абсолютным чудом.
Настал день отъезда. Всю ночь шел дождик, вообщем Армения изумила меня морозом. Собрали в груз две банки попоки мураба, банку тус, кизил, гату-пахлаву, еще я покупала ребенку и супругу спортивные костюмчики с армянской символикой, футболки, пеклеванный армянский кофе, ребенку туфли из армянской кожи, какие-то мелочи. Взяли сухое винцо " Арени ", сладостное " Гаяне " - все Иджеванского завода, коньячок " Ардвин " авшарского завода, прошянское кармир гини из нура/ гранатовое винцо – торговец из магазина " Тигран и Ашот " на замечательном российском избрал мне то, что он сам хлебает, сопровождая собственный отбор рассказом об Ардвине, который " мы совместно с русскими братьями обязаны отобрать обратно ".
В день отъезда остановились в Ереване в доме брата мамы моего супруга. Там же проживает и их отец – то имеется мне дед, ему 93 года, но он сам прогуливается по лестнице, все разумеет и слышит, говорит по-российски( мой дед уже три года не встает с кровати опосля инфаркта, ему 87 лет, иной погиб в 91 год, все-же военное происхождение на изумление сильное и стойкое). В саду в первый раз узрели на бревне инжир – дядя сорвал мне его напрямик с кустика, и я попыталась. Тут же большой виноград – не охватить руками, шелковица, айва, хурма.
Поехали в Гарни и Гегард. Гегард изумил своими пещерами, снова везде разрешено глотать воду, античные хачкары напрямик в стенках, лестницы крутые и с ямами от длительных лет. Удивили глубочайшие гроты и пещеры. Храм Гарни впечатлил языческим контрастом и собственной панорамой из горных каскадов. Здесь были туристы, говорили по-французски( с ними побеседовала и я, услышав их вопросец " c’estdequelle #233; Poque? "). Само деревня все в садах, всюду абрикосы и черешни. Женщины продают мурабу из только, что разрешено прикинуть, гату – тут она схожа на круглую лепешку, лаваш из сливы и вишни.
У дяди снова застолье, снова хоровац и изобилующий ужин, фрукты-сыры-кофе. Никогда не задумывалась, что нас будут так гостеприимно воспринимать, даже не то что " будьте как дома ", а – это ваш дом, это ваша отечество. Везде у меня осталось наиболее приятное воспоминание от людей Армении – даже на улицах люди довольствовались, что к ним приезжают из России. Соседи на улице Маштоца в Ванадзоре все!!! пришли поздороваться и поглядеть на невестку из России и отпрыска их Артура – Алика. Кому-то видится, что " это не про Армению " - а как вообщем говорят о стране, раскрывают туристический интернет-сайт и читают с экрана отделанный контент, перемежая его историческими определениями? Ну, читатель, прости – sapieentisat.
Стоило мне на улице заявить – какие у вас прекрасные розы в саду, как владелица побежала за ножницами и порезала мне красные розы – цельную связку. Для сопоставления: в Анапе почивала семья моего брата, в доме единожды отключили воду, супруга вульгарна находить воду, чтоб промыть плоды. На улице мужчина поливал из шланга двор, она попросила воды в полуторалитровую бутылку – не дал!!! А так как в воде не отвергают даже пленникам в критериях борьбы, даже заключенным в тюрьме. Это не про Армению? Ну, не стоит осуждать других по себе. Может, вы также кому-то не нравитесь.
Везде нас приглашали в краски, потчевали. Наверное, в России мы не так принимаем, но все одинаково – существовать в Армении тяжело, работы нет вообщем. Все узнавали – желали бы вы существовать в Армении? Ну что заявить? По уровню удобства Армении еще продолжительно идти до России, безличный убежденности в будущем, в очах людей, в особенности родителей – уныние, все средства лишь в Ереване, ни малейшего бытового удобства, а нагревание тут необходимо с октября по май. ныне я еще более терпеть не могу их президента Саргсяна – он у меня ассоциируется с начальником сельского клуба ( муж прибавляет – ужаснее!), с ним были соединены веры тех, кто участвовал в карабахской борьбе, но ничьих ожиданий он не оправдал. В Ванадзоре служба имеется лишь летом, зимой мужчины посиживают без работы, под работой тут понимается все – даже беспорядочный доход на починках квартир. Как разрешено удерживать люд в таковой бедности, когда на одних монументах разрешено благодетельствовать всех. Но путешественников еще продолжительно станет не следовательно – при неимении простых и неотъемлемых для обычного человека удобств они выберут Монако или Турцию. А так как таковых памятников нет ни в Швейцарии, ни в Монако, ни тем наиболее в Люксембурге, церкви ветше армянских – лишь в Израиле. Кстати, на подъезде к Еревану Артак показал нам дом, которого " нет даже в России " – и вправду, там один забор со статуями и скульптурами в древнегреческом манере, само дом – как атриум, стоит, я размышляю, млрд баксов, а целый участок - как цельный квартал городка.
Алвард и мама моего супруга подарили мне по кольцу( в том числе с аметистом). А я, желая Артак и отрешался, сделала ему презент средствами.
Посетили Цицернакаберд. Есть немало трактовок двоякий стелы: это и два Арарата, и знак диаспоры и армян, оставшихся в Армении, и знак прежний большущий страны, преобразовавшейся в небольшую. В улице растут тутовые деревья, дары помоны падают напрямик на землю, но ссаживать их тут с бревна – разрешено, никто ничто не произнесет, но я считаю это богохульством.
Вот мы и в Звартноце. Я шибко боялась, что будут трудности с выездом – пишут про Звартноц каждое. Но оказалось, что у них все легче и лучше, чем в России. Мы сдали груз и зарегались, нам еще пожелали лестного полета. Багаж гладко 40 кг+ручная кладь из пахлавы. Дальше прощальные поцелуи и обнимания, и мы одни переходим в таможенную зону. Сначала сканируют указательные пальцы, позже у меня узнают: " У вас банки в грузе? Что там? " Я произношу: " Попоки и тус мураба ". – " Ну отлично, проходите ".
Далее паспортный контроль, пограничник сердито глядит на нас, но шелкает штамп в удостоверяющий личность документ, я ему произношу апрес, и он еле приметно усмехается. Далее фри-шоп. Коньяк Отборный стоит 720 рублей – брала без дискуссий, позже еще добрала 20-летний Наири возле 2000 рублей. А пилоты вообщем затаривались корзинами коньяка. Надо было все хватать тут – в городке я брала бутылку 20-летнего ардвина – 20000 драмов, винцо на наши средства по 130 рублей. Здесь все подешевле. В аэропорту надписи на армянском и британском. Мне грустно: все-же ежели бы не Российская Федерация – не было бы Армении сейчас как страны( кому-то это досадно? Я желала без исторических экскурсов – наткнулась на рецензенту, но так как имеется факты, какие неопровержимы. Ладно, вот и иная сторона: при таковой бездарной политике, которую проводит Российская Федерация на Кавказе, как бы нам не остаться без единого друга – Армении, ежели еще и она сходит под стопу америки. А что стоит России, к примеру, сделать обычное аудирование российского языка тут?)
Опять сканирование пальцев и мы в Боинге 737-500. Полет прошел скорее и без болтанки, еда изумила – лучше бы ее вообщем на давали, привет Арарату Мурадяну, насколько он положил себе в кармашек на данных картонках? При подлете все нероссияне заполнили миграционные игра в карты, и вот мы в аэропорту. Скрипящая карусель везет груз, но она маленькая, и работницы покрикивают на нас, чтоб мы сами сгружали баулы, а то они будут вертеться и наши сумки не приедут. Первыми паспортный контроль проходят россияне, а прочее быдло послушно ожидает. Интересно, понравилось бы россиянам, ежели бы в Звартноце огласили: граждане Армении - 1-ые.
Потом мы с ребенком волочим по полу наши 40 кг по полу – их не приподнять, а таможенники с улыбкой глядят на нас. Муж это все наблюдает, но его, несомненно не пропустят, что ненормально – это снова досмотр груза. Мы 1-ые на ленте – наши сумки они наблюдают насквозь и узнают: насколько у нас алкоголя? Я и хозяйка не не забываю, затеваю полагать вслух и размышляю о бутылке самогона из сливы в бутылке от Джермука – ежели в данный момент попросят распаковать, то кое-что очевидно отберут. Таможенник затевает мне фаловать, что до 18 лет норма провоза алкоголя 2 литра, а у нас более. Я ему разъясняю, что мы вдвоем с ребенком, а он – при чем тут это.( Уже по приезде выяснила, что на 2 литра имеют преимущество лишь совершеннолетние, а моему - 11 лет, то имеется на него норма не распространяется вообщем. И как мне подфартило - заместо 2 л. привезла 6!!! Знакомые, прилетавшие чрез Нижний, молвят, что там свирепо все отбирают, а бастурму прокалывают ножиком с целью обнаружения наркотиков). Но все оборачивается одним одним словом – проходите. Слава всевышнему, ничто не стали потрошить, а там сверху абрикосы величиной с ростовщик и черешня.
ныне мы дома, глядим фото, вспоминаем Армению, ее вкуснейшую воду, синеву Севана, взыскательные и все терпевшие церкви, наши умывания во дворе – какая это чепуха по сопоставлению с таковой красой. Уже практически съели пахлаву и гату, плоды – " чтоб ни одна фрукт не исчезла " - так произнес мой муж, все-же они две таможни проехали, попытались Ардвин – непревзойденно, а винцо и остальные коньяки оберегаем покуда( апдейт: наиболее аппетитное гини – Гаяне, густо-рубиновое с тягучими длинноватыми ножками и ароматом винограда, а гранатовое прошянское брать не стоит). Очень тоскуем по армянским дорогам и горам, по Артаку в особенности, а сыр мотал мне тут внезапно чрезвычайно приглянулся, но он также быстро закончится, как и мураба и тицак. Останутся совсем воспоминания о хороших и гостеприимных людях, которых мы искренне полюбили
Комментариев нет:
Отправить комментарий