суббота, 8 мая 2010 г.

По библейским местам на велосипеде.

Барэв дзез, Ара Джан! Только что мы возвратились из " солнечной " Армении, где провели 10 дождливых майских дней разъезжая на великах. Впечатления распирают меня и требуют безотлагательного выплеска. Не осуждаете взыскательно, недешевые мои, за сумбурное повествование. В нём и эмоции, и технические данные, и ДАЖЕ исторические справки.
Самое солнечное в Армении – это ухмылки людей. Столько радушия, готовности знаться изредка где повстречаешь. К середине похода мы дошли до такого, что и сами здороваемся со всеми ответными.
- Барэв, пес джан! Не утруждай себя. Ну что ты вскочила? Полежи, отдохни. Зачем гавкать, для чего так беспокоиться?
- Барэв дзез, дед.... Что?... Туда катим..... И Вам здоровья.
Первое мая. Ереван – Севан.
  Самолет нырнул в сероватую пелену туч. Даже крылья не видимы. Стало незначительно ужасно. Но вот чрез четверть часа внизу стали угадываться контуры зданий и деревьев. А вот и посадочная полоска подмигивает огоньками. Ура!!! Прилетели!

На улице моросит. Зато в аэропорту Звартноц черство и уютно. Даже оставлять его не охото. Но нужно. Сегодня мы намереваемся добраться до Севана. Это поселок на сберегаю одноименного озера.

К Севану катим на такси( " Рафик " 84 года выпуска). Вы спросите: " А отчего же не на великах? Вы что, зря их везли? " Сейчас объясню. От аэропорта до Севана приблизительно 80 км. Кроме такого взлет более 1000 метров. Для что нам в 1-ый же день так надсаживаться?

На ночлег остановились в Севане на квартире у Арсена. Удобств по минимуму. Мне даже показалось, что воду набирали где-то в туалете. Хотя это не владеет смысла, она и там питьевая. С гор течет.

Все соучастники велопробега провели оставшийся досуг любой со своей точки зрения.

Юра и Миша сходу по приезду начали составлять свои велики. И окончили это занимательнейшее рукоделие только, когда стемнело. После что попробовали заснуть.

Коля и я для истока рванули в горы. Вон они, напрямик за околицей городка. Поднялись до первых снежников, совершенно непродолжительно полюбовались раскрывшейся перспективой озера, тут же промерзли и начали задний спуск.
  Чудом не напившись, собрали значительны. И тут началось. Вернее началось у меня и Арсена. Остальные к этому времени затихли в постелях.

Мы же сидим на кухне и хлебаем за армяно-российскую дружбу. Периодически заходят краски. И с ними хлебаем. Куда-то ездим на машине. Снова сидим на кухне....... Расползаемся по комнатам.
- Спокойной ночи, Арсенчик-джан.
- И тебе братишка безмятежной ночи.

  Второе мая. Севан – Севанский монастырь – Семеновский перевал – Дилижан. 37 км. Суммарный набор высоты 310м.
  
Господи, как тяжело приподнять голову. Сердце колотится как у загнанного зверька. Пора перебегать к здоровому виду жизни. Вот напрямик в данный момент сяду на велик, и перейду. Но поначалу опьянею Тан.

Арсен также непринципиально смотрится. С трудом получился жить нас до двери.

Дождь лил всю ночь, а в данный момент некая влажная прохладная взвесь висит в атмосфере. Противно.

Первая приостановка - Севанский обитель. Здесь и состоялось наше 1-ое знакомство с Армянской апостольской церковью. Древние Хачкары – надгробные камешки с вырезанными замысловатыми крестами. Строгие закопченные стенки внутренних помещений. Тёмные лики Христа и богоматери. Окна – бойницы. С вышины зеленоватого холмика раскрывается интересный вид на озерко. Еле обозримая свинцовая гладь, а по краям темные гребни гор. Ветер разметал мои поредевшие волосы, забрался за пазуху. Мурашки разбежались по всему телу.

  * Севанский обитель выстроили на самой высочайшей точке Севанского полуострова. Вернее не так!! Его выстроили на самой высочайшей точке острова Севан. Но вот прошло практически одиннадцать веков. И благодаря " нашим драгоценным русским энергетикам " на реке Раздан был сооружен цельный каскад гидроэлектростанций. В итоге что степень воды в Севане стал ниспадать. Уровень воды понижался в движение 20 лет и остановился на отметке 1898 м. Площадь озера сократилась на 150 квадратных км. А в прошлом полуостров Севан сейчас является полуостровом.

Дождь увеличился и загнал нас в кафешку у монастыря. Шашлык из Сига, чай Урц, тарелочка с разным хлебом, связка зелени, некоторое количество видов сыра, огурцы и помидоры. До что же аппетитна обычная, бодрая еда!

После обеда выдвигаемся на Семеновский перевал.
* "... вид с перевала на озерко не в особенности прекрасен, а вот вид на равнину Дилижана стоит такого, чтоб проехать старенькой ценный " " Армения ", путеводитель " Пти Фюте ".

По дороге к перевалу я вымок насквозь. Внезапный дождь и переряжаться уже нет значения. Нужно вертеть педали, и чем скорее, тем лучше. Поэтому оставляю собственных друзей. Они не до таковой ступени промокли и потому не торопятся.

Молоканское деревня Семеновка. Эх, тут мы желали испытать молоканской квашеной капусты. Но сейчас это не удастся. Снег летит синхронно земле. Чертовы снежинки норовят выдворить глаза, проколоть кожу. Ни один обитатель не высунул нос наружу. Даже собаки не гавкают. Про вид на равнину Дилижана умолчу. Да его элементарно нет! Вижу метров на 30 вперед.
  Начинается спуск. И тут до меня опоздало доходит, что тормоза, поставленные вчерашним " радостным " вечером только притормаживают, но никоим образом не тормозят. Я вполне выжимаю тормоза, а велик все катит и катит. Блин!!! Он ещё и прыть набирает.

Понимаю, что необходимо застопориться. Но как? Жму на тормоза и ещё волоку ногу, стирая подошву у кроссовка. Уфффф. Встал. Руки не подчиняются. Значит, починять тормоза не время. Просто нужно прогонять. Спускаюсь с перевала пешкодралом. Зубы стучат, только передергивает. На личике застыла мученическая мина. Иногда на пологих участках еду, тормозя пяткой по асфальту.

На середине спуска меня настигают друзья.
- Ты как?
- Нн-нно-нормально. Щас согреюсь, и тормоз подтяну.

Первая попавшаяся в Дилижане отель. Николай машет мне.
Бросаю велик под навесом, и спешу в горницу принятия еды.( В Армении почему-либо принято быть в отдельных кабинетах). Одновременно со мной Алиса – наша хорошая хозяйка, вносит котелок кипяточку.
- Ребята, вы, наверняка, даже доставить себе не могли, что разрешено так ликовать обычному кипяточку, - объясняет наш восхищение Юра.

Жить станем у Алисы. Цена уже не принципиальна. Главный довод – " российская сауна ", которая станет готова с минутки на минутку.

Какое же удовольствие выпариться, облачиться в сухое, испить рюмку коньяка, перекусить жаркого!

В номере из угла в угол развешены веревки, на них наши разноцветные тряпки. Обогреватель со всех сторон обставлен стульями с нашим влажным барахлом.

Жизнь налаживается. Я беру в руки путеводитель и, прочитав три строки, миролюбиво засыпаю.

  Третье мая. Дилижан – Гош – Драбак. 46 км, 617 м подъема.
  
Дилижан растянулся вдоль буйной речки Агстев. Этот приток Куры всю ночь рокотал под нашими окнами. Над городком нависают ясно зеленоватые горы. Птицы напевают, свистят, чирикают, пытаются заглушить рев Агстева. И над сиим зеленоватым ущельем все время висит сероватая, мокроватая дымка.

Помните фразу из кинофильма " Мимино " - " - А в данный момент для нашего посетителя из солнечного Дилижана прозвучит песня.... "?
Так вот, такового мнения как " ясный Дилижан " не есть. А в кинофильме, как оказалось, была завуалирована шуточка. Утром мы расспросили Алису, нередко ли в Дилижане показывается солнышко? И получили протест – " За 20 лет, что я тут прожила, дай бог один год наберется солнечных дней. Но у нас тут всё одинаково чрезвычайно отлично. Летом в Ереване за 40, а тут +20-+25. Зима мягенькая, не холодная. Так что не зря армяне считают, что ежели рай на земле есть, то он обязан прогуляться на Дилижан ".

  Действительно Дилижан ещё вчера открыл нам свои райские врата. Обогрел в парилке, накормил красивым шашлыком, обсушил. Дал роздых усталым членам.
Дождь, шедший целый недавний день и прошедшую ночь, кончился. Мы выезжаем. Вдоль пути расцветающие вишни и черешня. Нежная весенняя зелень. Улыбки людей.
На центральной площади остановились, чтоб поменять денежки.
- Барэв, не подскажите, где тут валютник? – обращаемся к мещанину.
- Эксчендж? А вон там. Видите конуру. На ней " БЕНЗИНА " написано. Ну, вот там Вам поменяют. Не беспокойтесь, все по-честному.
- Мерси.
( Действительно, курс лучше, чем в аэропорту).

Дилижан воистину прекрасное пространство, но замешкаться мы тут не можем. Планов громаздьё. Впереди нас ожидает Гош и давний обитель Гошаванк.

Шоссе зло бегает под наклон. Параллельно ему с ревом несется река Агстев. Ее воды цвета кофе с молоком брызгаясь и пенясь обнимают деревья, пытаются свистнуть за собой большие камни. На противном сберегаю стоят мужчины. Река отхватила их хутор от шоссе. Смыла мост из бревен, подмыла федеральное шоссе. Настоящая безобразница.

Не знаю как у остальных, но у меня идеи всё время вертятся кругом реки. " Нет, не войти по ней. Даже на каяке делать нечего. Метров 300-500 пройдешь, и ЖОПА ТЕБЕ ".

Вот и разворот на Гош. Мы оставляем М-4, меняем её на Н-30. Приходится припомнить, как крутят педали. Дорога плавненько поднимается в горы. От Дилижана мы утратили по возвышенности 600 метров.( С вышины 1500м спустились на 900). И означает необходимо опять их проработать. Дорога так же проложена вдоль реки. Вокруг нас горы, окрашенные распускающейся зеленью, слева внизу вышедшая из берегов реченька, а спереди и сзаду порожнее шоссе.

Селение Гош. От главного шоссе к монастырю уходит тропа. Мы знаем, что спереди нас ожидает серьёзный взлет – 400 м на 3 км. Мы с Колей оставляем груженые велики в селе, а сами отправляемся в путь пешкодралом. А вот наши компаньоны - Миша и Юра, чуть-чуть отставшие от нас, решают вскарабкаться к Гошаванку на великах.
Как вы размышляте, кто скорее пешеход или велосипедист? Ну, это глядя куда передвигаться? Если круто кверху, то скорее пешеход, ну а ежели книзу, то, очевидно, скорее доберется до финиша человек на колёсах.

Вот и наша пешеходная группа добралась до Гошаванка с неплохим опережением. Каждый из нас подошёл к храму со собственной стороны. Колю завлекла низенькая дверь в библиотеку, а меня хачкар профессионалы Погоса. Мы ходим по старым камням, заглядываем в скрытые уголки, сталкиваемся друг с ином. Но вот я застываю. Передо мною сказочная головка, мирная горная деревушка, расцветающие сады, щебет птиц, колоритная зелень лесов и голубое преголубое небо. Лишь малые облачка зацепились за вершину самой высочайшей горы. Эта головка изменяется только со периодически года. Вот данной майской картине более 1000 лет. Представили? Я попытался.

Кафе, выходящее на центральную площадь Гош. Мы заказали килограммов шашлыка и бутылочку гранатового причина. Выпили по стаканчику. Оглядели повеселевшими очами площадь.
- Смотри, уж не Мишаня ли катит?
- Точно, он. А вот и Юра.
- Что ж вы с чумоданами-то поднимались? Оставили бы хоть вещи внизу.
- Да мы и не задумывались, что так круто будет необходимо. Три раза почивать на подъеме довелось. Кстати, вы еды на всех заказали?
- На всех, естественно.
Миша с Юрой так выложились, что лишь опосля обеда у них отыскались силы на осмотр старого монумента христианской религии.

* Монастырь сооружен на месте наиболее старого монастыря Гетик, разрушенного землятресением в 1188 году. Интересен Гошаванк тем, что в стенках монастыря существовали институт и семинария, была большая книгохранилище, переписывались книжки. Работали примечательные профессионалы – резчики по кремню. В том числе известный знаток Погос. Одним одним словом – Гошаванк был значимым центром культуры.

Вернувшись на трассу Н-30, мы благодарим Антона - радушного владельца, приютившего наши велики. Сердечно прощаемся со всей его семьей и пришедшими в краски соседями. Нам ещё предстоит сейчас проехать км 15-20, все время, набирая вышину.

Место ночлега нам способствует избрать дождик. Вот село Драбак, вот магазин. Так что же ещё находить? А находить необходимо хатку. Ведь гостиниц и гостиниц на трассе Н-30 нет и в помине.

Сам Бог нам послал приятеля Камо. Мужчина с именованием революционера дозволил нам переспать на его даче. На великолепие мы и не рассчитывали. Была бы крыша над башкой. А у Камо на даче жгучая печь, лепиздричество и мебель. Снова блаженство улыбнулось путникам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий